четверг, 6 декабря 2012 г.


РЕОРГАНИЗАЦИЯ БТИ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ?

Если 21 декабря конец света не случится, то с 1 января государство вам его гарантирует. С этой даты вступит в силу Закон Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощении" . Эксперты говорят, что вторая попытка реформирования БТИ может остановить рынок недвижимости. Так ли это? За комментарием мы обратились к директору коммунального предприятия «НМБТИ» Виктору Зиме.
– Суть реорганизации в следующем: регистрация объектов недвижимости перейдет «Укргосреестру», а техническая инвентаризация останется у нас. На деле это может выглядеть так: вы хотите совершить сделку, приходите в «Укргосреестр» или к нотариусу и говорите: «Я хочу совершить сделку с товарищем таким-то». Нотариус вам говорит: «Хорошо. Вам инвентаризация нужна?». Если ни одной из сторон не нужна, то на основании существующих документов на право собственности он берет выдержку из реестра и оформляет сделку. Текущая инвентаризация при этом не проводится. Если они пожелают, то идут в БТИ, мы обследуем и даем техническую характеристику объекта, в каком он состоянии на сегодняшний день.
Еще один важный момент. Та инвентаризационная оценка, которую мы делали, уже не является действительной. Теперь каждый человек, который хочет провести сделку или определиться со стоимостью своего объекта, идя к нотариусу на сделку, прежде должен сходить к оценщику.

Как реорганизация отразится на сотрудниках БТИ?

– У нас состав был 160 человек, останется 80. И придется сокращать 5 филиалов в районах. Тем людям, чьи должности сокращаются, работу предложить я не могу. 4 человека пригласили работать в «Укргосреестр».

Есть ли сегодня ажиотаж по оформлению документов?

– Ажиотаж связан с тем, что люди в перспективе не знают, что будет после 1 января. Если честно, я тоже не знаю, что будет с 1 января. Для нас просто странно, ведь «Укргосреестр» был создан еще в декабре прошлого года, но они все это время только учатся. Ездят по городу, я слышал, они были на Глиноземном заводе, в Административном суде, в пенитенциарной службе. Везде рассказывают, как это будет проводиться, а с нами они вообще не общаются и не хотят признать, что существует такое предприятие, которое этим занималось. И они совершенно не хотят общаться с нами на тему, каково будет взаимодействие, хотя без нас проводить регистрацию будет, мягко сказать, сложно, а если проще сказать, то просто невозможно.
Вы же понимаете, существует архив с 1936 года, нужно создавать реестр. Те данные, которые есть сейчас в едином реестре, они только с 2003 года. А те люди, собственники, которые зарегистрировались до 2003 года, они только у нас, их нет там (в едином реестре). Это порядка 60%. Киев вообще подключился к этому реестру в 2011 году.

Получается, может начаться хаос?

– Я бы так не сказал, но неприятностей будет очень много. Хочу привести пример. Как будет происходить сделка? Я, владелец квартиры, прихожу к нотариусу и говорю, что хочу провести сделку, продать другому лицу свой объект. В «Укргосреестре» говорят, что человек придет к нотариусу, нотариус возьмет выдержку из реестра, сядут они с продавцом и покупателем, покупатель совершит сделку, тут же ее зарегистрируют за 119 грн., заплатят налог, и на этом все закончится. Это так рассказывают. А по сути, судя по документам новой регистрации, это будет следующим образом: я, владелец квартиры, прихожу к нотариусу и говорю, что мне необходимо совершить сделку с неким товарищем Петровым. «Хорошо. Нет вопросов. Вы зарегистрированы?» – «Нет». Он вводит меня в реестр. Я заплатил 119 грн., закрыли вопрос. Дальше нужно взять выдержку из реестра. Он берет ее, там стоимости нет. Он говорит: «Идите к оценщику, найдите любую лицензированную фирму, возьмите стоимость этого объекта, потом приходите снова ко мне». Человек идет к оценщику, платит ему деньги за оценку своей квартиры. Оценщик ему говорит: «Чтобы сделать оценку, необходимо сделать технический паспорт». Потому что у оценщика написано в положении, что он должен иметь технический паспорт и хранить его у себя в архиве 5 лет. Человек идет от оценщика в БТИ, мы берем деньги, делаем ему технический паспорт. Он берет этот техпаспорт и идет к оценщику, оценщик делает экспертную оценку, и человек с отчетом по экспертной оценке приходит к нотариусу. Вот тогда они совершают сделку. После совершения сделки нотариус тут же регистрирует нового владельца, и ему больше никуда не надо идти. Таким  образом, во-первых, усложняется и удлиняется этот процесс. Во-вторых, увеличивается стоимость этих работ. Квартира – это один вопрос, а если это предприятие, и нужно сделать его оценку? Сколько нужно времени потратить и средств, чтобы все это сделать!
Этими нормативными документами не предусмотрены очень многие вещи. Предположим, нужно отчуждать часть здания. Значит, кто-то должен посчитать реальную долю отчуждаемой части. Нотариусы этим не занимались, не занимаются, и не будут заниматься. Кто будет это делать? Вопрос не ясен. Раньше этим занималось бюро технической инвентаризации. Дальше – очень интересный вопрос, связанный со сделками. Если люди совершили сделку, допустим, сегодня, и человек по каким-то причинам до 1-го января следующего года не зарегистрировал документы в БТИ, то для того, чтобы потом, после 1-го января, их зарегистрировать, он придет в «Укргосреестр», а ему скажут – извините, договор купли-продажи заверен у нотариуса до нового года, поэтому нужно идти в суд и решением суда признать его действительным. Иначе документы к регистрации не примут, так записано в нормативных документах.

А что с выдачей правовых документов, свидетельств о праве собственности для предприятий?

– Сейчас свидетельство о праве собственности будет выдавать регистратор, то есть один человек. В Госреестр приносишь документы (какие – так до конца и не понятно), чтобы получить свидетельство о праве собственности, и будет его выдавать один человек. То есть не решением исполкома, а один человек, который будет смотреть, хлопать печатями и выдавать… Дальше, если у вас есть какой-либо правовой документ, вы приходите в Госреестр и регистрируете его, и говорите, что техническую инвентаризацию не нужно делать. Нет проблем. Берется этот документ и регистрируется, а то, что объект этот есть, или нет его – об этом уже никто не знает. В нашей практике мы сталкивались с такими случаями, что люди брали кредит под объекты, которых не существует.
И вот все эти вопросы, как снежный ком, будут накатываться, и что произойдет – сложно прогнозировать. Я не знаю, почему так поступили, но можно было гораздо проще поступить. Есть существующая структура, образование у регистраторов соответствующее – люди с юридическим образованием. Ну, сделайте на базе этого регистрацию. Постановлением Кабмина, определенным законом увяжите эту регистрацию каким-то образом с технической инвентаризацией, как в России это сделали. Нет, сейчас просто идет конкретная информационная кампания, чтобы Бюро технической инвентаризации уничтожить. А функции Бюро технической инвентаризации, как прописано в проекте Закона (он будет подан от Президента), будут поручены частным предпринимателям. Когда-то у нас был период бирж. Он закончился, потому что бирж было много, и неприятностей было много. И сейчас любой биржевой договор надо узаконивать через суд. Похожее что-то предполагается и с технической инвентаризацией, если будет принят этот Закон «О технической инвентаризации объектов недвижимого имущества». Этот Законопроект и предложения по нему уже поданы в Верховную раду. В нем записана очень интересная вещь о том, кто может проводить техническую инвентаризацию: «Субъектами, которые проводят техническую инвентаризацию, являются: физические лица-предприниматели, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в составе которых работает хоть один исполнитель работ технической инвентаризации. Исполнители работ получают квалификационный сертификат». То есть, нужно будет получить сертификат, а сертификаты, естественно, будут давать физическим лицам и предпринимателям или юридическим лицам.

Нотариусы готовы сегодня?

– У них катастрофа. Я не знаю, как они будут работать. Это, конечно, их дело, и не хочется это обсуждать. Вы представляете – человек, который занимается регистрацией сделок и т. д., будет заниматься регистрацией недвижимости! А сколько проблем при регистрации возникает! Он будет ходить в суды, он будет третьим лицом, он будет ответчиком, он будет регистрировать, ему нужно будет платить зарплату людям, которые ему будут помогать, а ему назначат цену, которую он не сможет регулировать, у него будет установлена стоимость. У них будет объем работы – объять необъятное. Я им просто не завидую. Сама программа ввода в реестр непростая, им надо будет учиться вводить в реестр.
Все наши обращения с просьбой как-то изменить эту ситуацию или откорректировать, чтобы было разумно и приемлемо и для людей, и для страны, остались без ответа. Не принято ничего – ни предложения Ассоциации, ни наши коллективные обращения, ни идеи предпринимателей. Все начальники БТИ, которые входят в состав Ассоциации, подписались под обращением, которое отправили Президенту Украины, но пока ответа нет. Возможно, на заседании Верховной Рады что-то и решится.

Наталья Ечкалова

Комментариев нет:

Отправить комментарий