четверг, 21 ноября 2013 г.

ГУБЕРНАТОР

История Николаева знает и таких правителей, которые думали не столько о себе, сколько о процветании государства, города и флота

В их числе - военные мореплаватели Егор и Михаил Манганари, выдающиеся гидрографы и картографы, исследователи Черного, Азовского и Мраморного морей, составители знаменитого «Атласа Черного моря». С их именем тесно связано экономическое становление южной части России – развитие городов Николаева, Бердянска и Севастополя. Особый вклад в развитие Николаева внес младший из братьев -  Михаил.

Будучи дворянами, выходцами из семьи греческих эмигрантов, они были больше известны, как военные мореплаватели, гидрографы и картографы, исследователи Черного, Азовского и Мраморного морей.

Оба брата, старший Егор и самый младший Михаил в 1815 году поступили на Черноморский флот гардемаринами. До совместной знаменитой экспедиции братьев Егор Павлович принимал участие в турецких войнах 1811,28 и 29 годов. Младший Михаил в 1824 году участвует в экспедиции, которая должна была отыскать удобное место для сооружения пристани на Северном Приазовье. Экспедиция работу выполнила. Уже через несколько лет на этом месте была сооружена пристань и создано небольшое селение, которое позже переросло в г. Бердянск. В  1828 – 29 гг. Михаил также участвовал в турецкой войне, был ранен в грудь и за отличие в бою награжден орденом св. Георгия IV степени.

В 1828-1837 годах братья Манганари (Михаил в чине лейтенанта, Егор возглавлял экспедицию) на яхте «Голубка» участвовали в гидрографической экспедиции, которая осуществила полную и детальную съемку большей части побережья Черного и Азовского морей новейшими для того времени методами. Это была первая систематическая опись по всем правилам. В результате исследований экспедиции Манганари составил первый содержательный Атлас Черного моря из 25 листов гравированных карт Черноморского побережья (отдельных бухт и заливов) и 12 листов с видами берегов. Атлас издан капитаном Егором Манганари в Николаеве при Гидрографическом Черноморском Депо в 1841 году.
Большое значение Манганари старший придавал изображению рельефа морского дна, что нашло отражение на картах Атласа. Следующей совместной работой братьев Манганари по исследованию Черного моря были: «Лоция Черного моря», на которой показаны береговая линия, глубина, течения, направления фарватеров, якорные стоянки, приведены зарисовки маяков и створов с названием и характеристиками.  Лоция издана в Николаеве в 1851 году.
Также братьями были созданы и напечатаны карты Днепровского и Бугского лиманов, бухт Геленджика и Севастополя, целого ряда заток и рейдов. Это был большой вклад в мировую гидрографию и картографию и большая помощь военным и торговым морякам.

Картографические документы Манганари были использованы российскими военными моряками во время Синопской битвы (1853г.). Благодаря картам моряки имели достаточно информации и представления о Синопской бухте: ее глубине, побережье и рельеф дна. Во время Синопского сражения Павел Нахимов отметил профессионализм Егора Манганари. Кроме других государственных наград Егор Павлович получил от Турецкого султана бриллиантовый орден Нишан-ифтихар за труды по изданию Атласа Черного и Азовского морей.

Все годы преданной службы Российской империи братья Манганари совмещали гидрографические исследования с боевой службой. В 1845 году  Михаил Манганари руководит совместной русско-турецкой гидрографической экспедицией по описанию Мраморного моря.  По завершению экспедиции (1848 г.) составляются топографические карты моря и проливов Босфор и Дарданеллы. После чего в Николаеве Михаил Павлович издает первую русскую лоцию Мраморного моря. За этот труд, ко многим наградам Михаила Манганари, добавится еще одна – Константиновская золотая медаль от Российского географического общества. В Советской лоции 1937 года написано, что описание всех турецких берегов и Мраморного моря составлено на основе лоции и карт Манганари.

В 1849 году Егор Манганари  был воспроизведен в генерал-майоры и назначен директором черноморских и азовских маяков. В 1857 году, отдав почти 50 лет флоту, по состоянию здоровья уходит в отставку. Егор Павлович возвращается в свое имение в Богдановку, где увлекается изготовлением твердых сыров. Михаил Павлович с 1882 года состоял членом адмиралтейств-совета в Петербурге. Был награжден всеми русскими орденами до св. Александра Невского включительно и знаком беспорочной службы.

В 1881 году Михаилу Манганари была предоставлена возможность проявить себя в ином качестве. Его уже адмиралом назначают Главным командиром Черноморского флота и портов, и  Николаевским военным губернатором вместо умершего генерал-адъютанта Аркаса.
Пример Манганари удивителен тем, что за очень короткий срок этот правитель сумел реализовать несколько проектов, имевших в то время для Николаева первостепенное значение.

Началось с книг. В июне 1881 года Николаевский градоначальник Михаил Паризо-де-ла-Валетт пишет Докладную записку военному губернатору Михаилу Манганари, в которой, ссылаясь на многочисленные жалобы граждан о неудобствах условий для пользования книгами, предлагает создать в Николаеве общественную библиотеку на подобие уже существующей в Херсоне и Одессе.
Адмирал Манганари это обращение одобрил. Печать библиотеки датирована 1881 годом, но открылась она в доме Гешке на Спасской и углу Молдаванской (нынешняя - Декабристов) в январе 1882 года.
Будучи высокообразованным офицером,  Михаил Манганари как мог способствовал развитию в городе культуры и искусства. Он поддержал идею лейтенанта флота Константина Ирецкого, и в том же 1881году  в Николаеве на углу Адмиральской и Рождественской (нынешняя Лягина) открылся частный театр Монте на 900 мест.

И снова 1881 год. Выходцы из крестьянской семьи братья Донские открывают кузницу, которая через 13 лет перерастет в многопрофильный механический завод по изготовлению сельскохозяйственных машин и инвентаря, паровых котлов, крепежных изделий (впоследствии - завод "Дормашина"). В дореволюционном Николаеве завод был самым крупным производственным предприятием.

Это был настоящий год прорыва в истории Николаева, ведь в этот период также начала действовать спасательная станция с приютом  на реке Ингул, где было основано Николаевское общество вспомоществования бедным, а Морское ведомство выделило Отделу в бессрочное пользование 6 десятин (6,5 га) площади урочища "Сухой Фонтан", где спустя несколько лет вырос прекрасный сад.

Историк-краевед Владимир Щукин рассказывает, что далеко не все заслуги Манганари нашли документальное отражение.

–  Михаил Манганари в 1863-1873 гг. был командиром Севастопольского и Николаевского портов, а командир порта - это вторая фигура после губернатора, - считает исследователь. - Порт был военным, и в нем работало очень много людей, а условия труда и жизни были достаточно тяжелые. Командование портами припало как раз на годы запрета, когда после Крымской войны (1856 год) Россия потеряла право иметь военный флот на Черном море, и Манганари надо было обеспечить хотя бы жизнедеятельность и сохранение этих портов, как военных. Лондонской конвенцией 1871 года это ограничение было снято и снова начинается возрождение военных морских портов и военного судостроения. То есть Михаил Манганари работал над их возрождением. В 1873 – 1875 гг. он исполняет обязанности главного командира Черноморского флота и портов, так как действующий военный губернатор вице-адмирал Николай Аркас был отозван в Петербург. Перед своим официальным назначением Михаил Павлович почти весь 1880 год исполнял обязанности главного командира Черноморского флота и военного губернатора в связи с болезнью Николая Аркаса.

Лишенный тщеславия Михаил Манганари официально так и остался для Николаева в тени. Краевед Юрий Крючков утверждает, что для советского Николаева Михаил Манганари был персоной нон грата.

- В Советское время, если подходить с позиции коммунистической идеологии, эта личность была запрещена. О нем нельзя было писать. Если и писали, то только, что он негодяй и узурпатор, что он повесил народовольцев покушавшихся на императора. Но это же не сам Манганари их казнил, таким был приговор военного суда. Преступление есть преступление в любой стране, в любое время. Тогда за такое нарушение закона была предусмотрена смертная казнь. С позиции здравого смысла – это человек, который заботился о городе и его жителях. Братья Манганари – это люди, которые думали не столько о себе, сколько о процветании государства, города и флота, - говорит Крючков.

К сожалению, достижения и заслуги перед Отечеством известных военных офицеров, гидрографов, картографов братьев Манганари, прежде широко известные, ныне незаслуженно забыты. Они по достоинству могут быть образцом квалифицированных и настоящих специалистов, воспитанных в труде, патриотизме, духе благодарности и верности Отечеству.
Скромный и застенчивый Егор Михайлович был твердым, принципиальным и верным своему делу. Михаила Павловича характеризовали как отзывчивого, доброго и великодушного человека. Он единственный из всех губернаторов, которых помнит земля Николаевская, завещал все свое имущество благотворительным обществам города.

Братья Егор и Михаил Манганари похоронены в Николаеве на городском кладбище. Там же и забыты. 

Наталья Ечкалова

Комментариев нет:

Отправить комментарий