7 марта 2012 г., № 10
Очаков не взяли
LNG-терминал
будут строить в соседней Одесской области
Председатель государственного
агентства инвестиций и управления нацпроектами Владислав Каськив окончательно
развеял надежды николаевцев на то, что в нашей области будет построен дорогостоящий
терминал по приему сжиженного газа. Он заявил, что испанская компания Socoin,
занимающаяся подготовка проекта, в ближайшее время покажет его презентацию. Но
уже известно место строительства будущего терминала. Им, вопреки нашим
ожиданиям, стал не район Очакова, а территория вблизи порта «Южный».
Проиграв борьбу
за строительство LNG-терминала, Николаевская область не просто потеряла
возможность пополнить свою копилку крупных промышленных предприятий новым
активом, но и лишилась перспективы серьезных денежных вливаний извне в размере
2,5 млрд. долл. Такое мнение выразил
экс-вице-губернатор, а ныне – депутат горсовета Сергей Исаков. По его словам,
Очаков утратил шанс на качественные перемены собственной инфраструктуры.
- Кроме
строительства собственно объектов LNG-терминала планировалось развитие
инфраструктуры: строительство дорог и нового жилья, линий электропередач и
магистральных газопроводов, - сказал он.
Депутат привел в
пример некогда широко обсуждавшийся, а
ныне замороженный проект углубления дна канала порта, которым в свое
время опекался известный нам холдинг «Смарт-групп» российского олигарха Вадима Новинского.
- Проекты
строительства терминала и порта могли бы оживить и промышленность области, в
частности, производство стройматериалов и металлоконструкций. А это рабочие
места, заработные платы, отчисления в бюджет, средства на решение
социально-экологических проблем, -
подчеркнул С.Исаков
Пока официальной
реакции со стороны губернатора Николая Круглова не поступало. Хотя
маловероятно, что мы услышим от областных властей достойный комментарий. Скорее
всего, они предпочтут молча перевернуть эту страницу истории.
Хотя, по словам народного депутата Украины
Романа Забзалюка, вопрос о том, почему инвестиционный проект такого масштаба
ушел в Одесскую вотчину следует как раз задавать именно руководству области.
- Много очень
интересных проектов за последнее время ушло
в Одессу. Очень много, в том числе и по транспортным потокам. И Николаевская
область в этом плане проигрывает. Поэтому вопрос в первую очередь нужно задать
и Гаркуше, и Круглову: а что делалось все это время для того, чтобы хоть часть
этих проектов провести через Николаев? – задался вопросом Р.Забзалюк.
Губернатору в сложившейся ситуации не позавидуешь. Последние
несколько месяцев он имел твердую убежденность в том, что терминал непременно
будет строиться в Очакове. Чего только стоит его заявление: «60 % - вероятность
строительства у нас, и 40% - в Одесской области».
Правда, Николай
Петрович публично признавал, что не все от него зависит:
- Сегодня идет
очень серьезная борьба за строительство терминала по сжиженному газу – либо
Одесская область, либо Николаевская. Даже переходя нормальные, допустимые
моменты, - сказал он на своей пресс-конференции 19 декабря.
Если попытаться
проследить тех, кто сегодня стоит и за самим портом «Южный», и за теми
предприятиями, которые работают на его территории, то становится понятным,
почему у Николаевщины в действительности было немного шансов заполучить LNG-терминал.
Само по себе ГП
«Морской торговый порт «Южный» на 100% принадлежит Мининфраструктуры. В июле
прошлого года руководить этим предприятием назначили Александра Лагошу. Он
является креатурой Рината Ахметова, так как достаточно длительное время занимал
должность руководителя стивидорной компании «Авлита», входящей в состав
корпорации СКМ, которая принадлежит Ринату Леонидовичу. Годовой оборот ГП
составляет немного - немало 1,8 млрд. грн. Николаевским портам до этого еще
далеко.
О том, насколько
сильной изначально выглядела позиция Большой Одессы, свидетельствует и пример
другого монстра – Одесского припортового завода. Хотя доля государства в
котором составляет 99,56%, предприятие давно находится под прицелом у «главного
химика страны» - Дмитрия Фирташа. В желании его Group DF установить контроль
над «ОПЗ» конкуренцию составляет банкир №1 – Игорь Коломойский, группа
«Приват». Фонд госимущества, который официально управляет этим активом с
оборотом в 3,59 млрд. грн., уже предпринимал попытки приватизировать «ОПЗ». Но
успехом пока эти поползновения не закончились, и связывают сию неспешность,
прежде всего с тем, что в распределении прибыли участвуют люди «семьи».
За другим из
трех одесских гигантов - ГП «Одесский морской торговый порт» стоят люди
«высокого полета» из Москвы, Нью-Йорка, Лондона. Их компании ведут успешную
деятельность на территории порта и обеспечивают ему оборот в 1,7 млрд. грн.
Впрочем, если
говорить непосредственно о самом строительстве LNG-терминала, то на этот счет у
ряда экспертов и высокопоставленных чиновников есть сомнения в том, что этот
объект сможет нормально функционировать.
Так, например,
по словам заместителя директора Института газа НАН Украины Александра Пятничко,
весь этот проект очень сомнителен с точки зрения логистики.
- Он имеет ряд недостатков. В первую очередь
это касается согласия Турции на проход крупнотоннажных судов со сжиженным газом
через Босфор. Поставка газа из Туркменистана через Азербайджан, Грузию и Черное
море тоже пока не подтверждена, - сказал этот специалист.
А вот экс-министр
топлива и энергетики Иван Плачков высказался жестче, назвав э проект «очередным мифом», который был разработан в
попытках шантажа северных соседей.
- Я воспринимаю
терминал как ответный миф Украины на мифы «Газпрома» о строительстве
газопровода" Южный поток", - заявил И. Плачков.
Владимир
Силяков
Комментариев нет:
Отправить комментарий