среда, 14 марта 2012 г.


14 марта 2012г., № 11

Промышленность, которую мы потеряли: «Алые паруса»

Николаев стал городом обезличенных киосков сравнительно недавно. А до этого он по праву считался промышленным центром. Кроме трех судостроительных заводов, игравших ключевую роль в экономике города, здесь работало немало предприятий, чья продукция славилась не только в регионе, но и далеко за его пределами. Почти все из них канули в лету: кто-то не выдержал конкуренции, кого-то банально «проглотило» поколение украинских нуворишей. Осталась только история, но ее молодые николаевцы должны знать. Иначе какие они николаевцы? Поэтому «Николаевский бизнес+спорт» открывает специальный проект «Промышленность, которую мы потеряли», в котором мы будем рассказывать о некогда известных, а главное - своих торговых марках.

Аромат истории
Когда говорят, что в советское время полки магазинов пустовали, то это не совсем так. Хлеб, колбасы и молочные продукты продавались в гастрономах, овощи и фрукты  – в специальных магазинах. Это же касалось товаров для дома, предметов одежды и обуви, мебели. И почти всем вышеперечисленным город обеспечивал своих жителей сам. Некоторые же товары пользовались известностью во всем Союзе. К ним относилась продукция парфюмерно-косметического комбината «Алые паруса», входившего в число ведущих предприятий страны наряду с московской фабрикой «Новая заря», прославившейся элитными духами «Красная Москва», и рижским комбинатом «Дзинтарс».
Слава николаевских ароматов окутывала своим стойким шлейфом города и веси большой страны.  Сногсшибательный «Дымок», легкий воздушный одеколон «Огни маяка», пленительные духи «Шахерезада». Их аромат сбивал с толку десятки тысяч советских женщин, чьи мужья знали о Николаеве лишь как о городе корабелов.
Кстати, о судостроителях. Старожилы помнят, что ни один выезд в Москву для решения важных производственных вопросов не обходился без косметики «Алых парусов». Мыло, крем для рук и духи «Росинка» покоряли любую секретаршу в приемной самого высокого министерского кабинета.
Репутация предприятия создавалась годами. Когда-то на этом месте работал мыловаренный завод Кенигсберга. В 1927 году вместе него заработала стекольно-парфюмерная фабрика «Астра». Вплоть до Великой отечественной войны выпускали бутылки, и только в 1944-м занялись парфюмерией. Оборудования катастрофически не хватало, и поэтому известные одеколоны «Шипр» и «Тройной» поначалу смешивали в бидонах.
В лучшее время николаевский комбинат выпускал до 200 наименований продукции. В СССР не было другого предприятия, где могли одновременно производить мыло, парфюмерию, косметику и даже флаконы для продукции.
А потом Союз рухнул, потянув за собой детища плановой экономики.

Смрад перемен
С разрушением производственных связей и потерей громадного рынка сбыта, дела у николаевских парфюмеров вконец испортились. В 1994 году комбинат выставили на ваучерную приватизацию, которую нарекли липовой. А как иначе объяснить то, что вместо французских, немецких и американских фирм, проявлявших интерес к контролю над «Алыми парусами», владельцем стал никому неизвестный предприниматель Виктор Иващенко. Его управленцы не нашли ничего лучшего, как  менять николаевские одеколоны целыми грузовиками на автомобили.
Такие действия менеджеров в малиновых пиджаках встретили сопротивление в коллективе, и ему удалось добиться возвращения предприятия в собственность государства. Но воевать за новые рынки сбыта комбинат самостоятельно уже не мог и начал поиски «доброго» хозяина. 
Им стал российский концерн «Калина», вернее, его владелец Тимур Горяев, выкупивший незадолго до этого екатеринбургскую фабрику «Уральские самоцветы». Интерес же к приобретению «Алых парусов» был продиктован отнюдь не желанием реанимировать прославленное николаевское предприятие. Горяеву нужен был выход на растущий украинский рынок, где нехватку отечественной парфюмерии быстро замещал импорт. Таможенные барьеры, существовавшие в то время между Россией и Украиной, делали ввоз уральской продукции на территорию нашей страны невыгодным. Другое дело – наладить выпуск в самой Украине. А где это еще сделать, как не в Николаеве?
В результате в 1999 году «Калина» сконцентрировала в своих руках 65% акций «Алых парусов» и стала выпускать на его производственной базе недорогую продукцию, которая продавалась внутри страны. Это было мыло и средства по уходу за кожей. Интересно, что покупка «Алых парусов»  обошлась новому собственнику всего в 2 миллиона долларов, что было в 9 раз меньше его фактической стоимости.
И, надо признать, при новом собственнике дела у предприятия заметно наладились: если в 1999 г. его доходы составляли порядка 5 млн. грн., то уже по итогам 2002 г. они выросли до 31,5 млн. грн.
Планировалось, что на первом этапе возрождения николаевский комбинат загрузит свои мощности традиционно выпускаемой продукцией, оптимизирует сбытовую политику, обеспечит контроль качества продукции. Второй этап предполагал наращивание выпуска «раскрученных» марок «Алых парусов» (духи «Шахерезада», серия «Алые паруса»).
Но этого не случилось. В российском концерне неожиданно заявили, что к присутствию на украинском рынке утратили всяческий интерес. «Компания отходит от продуктов, исчерпавших свой потенциал, и небрендовых продуктов, не обеспечивающих достаточную рентабельность, а также отходит от секторов рынка, не имеющих достаточно высокого потенциала роста», – сообщили тогда в «Калине» своим инвесторам.  Комбинат «Алые паруса» стал непрофильным активом, и в 2003 году «Калина» объявила о продаже 84% своих акций председателю правления «Алых парусов» Олегу Ярмощуку. При этом комбинат потерял не только всю рецептуру, но и право на использование торговых марок.

Без парусов
Вся последующая история «Алых парусов» напоминает приготовления тяжело больного к уходу из жизни. В августе 2004 года комбинат передал местному ООО «Амальгама Люкс», учрежденному Ярмощуком, права на 25 торговых марок, под которыми выпускалась его продукция, а в конце того же года «Амальгама Люкс» оформила в свою собственность основные производственные активы ОАО.
После этого «Алые паруса» стали объектом претензий со стороны неудовлетворенных кредиторов, что вылилось в возбуждение дела о банкротстве предприятия в октябре 2006 года по иску налоговой инспекции в Заводском районе Николаева, которой комбинат задолжал порядка 1,84 млн. грн.
 В июне следующего суд утвердил реестр требований кредиторов должника на общую сумму 5,9 млн. грн., после чего был сформирован комитет его кредиторов. В него, кроме налоговой инспекции, вошли банк «Киевская Русь» (требования на 1,8 млн грн.), «Амальгама Люкс» (977 тыс. грн.), концерн «Калина» (754 тыс. грн.) и Пенсионный фонд (250 тыс. грн.). Кредиторы решили, что не стоит пытаться оживить ставшее «пустышкой» предприятие, и в июле 2007 года ходатайствовали перед судом о признании «Алых парусов» банкротом. В сентябре соответствующее судебное решение было вынесено.
Сегодня на развалинах комбината работает компания «Амальгама Люкс», возглавляемая бывшим председателем правления «Алых парусов». Ей достались активы и остатки торговых марок комбината – крем для рук и паста от перхоти «Сульсена».
 Раньше комбинат «Алые паруса» занимал большую территорию, которая располагается неподалеку от порта, рядом с железнодорожной веткой. «Ценное и уникальное оборудование было разобрано и продано, как вторсырье», – с горечью вспоминает один из бывших сотрудников предприятия. Выгодно расположенным землям комбината нашли новое применение – сейчас на его территории находятся склады, супермаркет и сдаваемые в аренду офисы.
Любопытно, что известный в городе торговый центр был открыт здесь в 2005 году – за два года до объявления парфюмерно-косметического комбината банкротом. Как же распорядились площадью в 21 тысячу квадратных метров?
1 этаж – продуктовый гипермаркет, аптека, книжный магазин;
2 этаж – салон аудио-видео, бытовой техники, оргтехники ; галереи магазинов: канцтовары, книжный, аудио-видео кассеты, фототовары, мебели, ковров и напольных покрытий, светильников, салон паркета, сантехники, салон портьер и гардин, посуды и т.д.;
3 этаж – детский супермаркет, детская игровая комната, детское кафе, галереи магазинов игрушек, товары для детей школьного возраста, джинсовой одежды, спортивной одежды и обуви и т.д.
4 и 5 этажи – галерея магазинов одежды, обуви, парфюмерии и косметики, кожи и меха, трикотажных изделий, кожгалантереи, белья и постельных принадлежностей, цветов, сувениров, свадебный салон, салоны часов и ювелирных изделий, и т.д.
Но если вы сегодня решите прогуляться по пустынным этажам спущенных «Алых парусов», то увидите много пустующих площадей с объявлением о сдаче их в аренду.
Многие из бывших сотрудников комбината  считают, что у «Алых парусов» был шанс выстоять. Тем более что рядом – примеры молодых украинских косметических компаний, которые с каждым годом отвоевывают у импортной продукции все большую долю рынка.
«Постепенно украинское население начинает обращать внимание и на украинских производителей. Потенциал достаточно большой и рынок достаточно свободный», – считает аналитик компании Pro-Consulting Александр Соколов.
Еще два года назад украинские производители занимали всего 8% рынка косметики. Сейчас это почти 15%, говорят аналитики. «Позиции украинских производителей будут укрепляться и дальше», – считает президент предприятия «Имидж» Ирина Букур. Этому будет способствовать более низкая цена на украинскую косметику, считает Соколов.
 «Те покупатели, у которых доходы ниже, покупают больше продуктов, предлагаемых местными компаниями по более низким ценам», – подтверждает эту тенденцию в своем годовом отчете компания Euromonitor.
Но к Николаеву с его уникальными традициями это уже не будет иметь никакого отношения. Здесь будут еще долгие годы вспоминать аромат той эпохи и задаваться вопросом: почему так произошло?
Виктор Кононов















Комментариев нет:

Отправить комментарий