понедельник, 21 января 2013 г.


КОРАБЕЛЫ РЕВНУЮТ

Руководители двух николаевских заводов обиделись на компанию «Нибулон»

О причинах своего недовольства они рассказали в Открытом письме, опубликованном в ряде николаевских СМИ. В документе, подписанном Валерием Калашниковым, генеральным директором ПАО «Черноморский судостроительный завод», Владимиром Михайлюком, генеральным директором ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» и Анатолием Немовым, председателем профсоюза этого же предприятия, говорится, что Алексей Вадатурский, руководитель «Нибулона»,  проигнорировал земляков -николаевцев, разместив заказ на строительство плавучего перегрузочного крана на румынской верфи Santierul Naval Constanta.

 «Haм, кaк кaдpoвым cyдocтpoитeлям нe в пepвoм пoкoлeнии, былo кpaйнe нeпpиятнo ycлышaть oт нaшeгo зeмлякa, Гepoя Укpaины A.A. Baдaтypcкoгo, чтo «oтeчecтвeнныe cyдocтpoитeльныe зaвoды нe имeют тexничecкиx и кaдpoвыx вoзмoжнocтeй peaлизoвaть пpoeкты тaкoгo ypoвня cлoжнocти», - нaпиcaли cyдocтpoитeли.

Они признаются, что лeтoм 2011 гoдa «Hибyлoн» oбpaщался к ПAO «Чepнoмopcкий cyдocтpoитeльный зaвoд» и ПAO «Hикoлaeвcкий cyдocтpoитeльный зaвoд «Oкeaн» c зaпpocoм пpeдocтaвить кoммepчecкoe пpeдлoжeниe нa cтpoитeльcтвo плaвyчeгo кpaнa. В ответ oбa cyдocтpoитeльныx зaвoдa coглacилиcь peaлизoвaть дaнный пpoeкт, yкaзaв пpeдпoлaгaeмyю cтoимocть и cpoки cтpoитeльcтвa.

Однако, дальше этого дело не пошло, сетуют николаевские директора: «Потенциальный зaкaзчик пpaктичecки нe пpeдocтaвил предприятиям тexничecкoй инфopмaции пo плaвкpaнy, pacчeты cтoимocти и cpoкoв peaлизaции пpoeктa были пpeдвapитeльными и пpeдпoлaгaли дaльнeйший диaлoг и yтoчнeния мeждy пoтeнциaльными кoнтpaгeнтaми».
Как и следовало ожидать, реакция от руководителя «Нибулона» последовала незамедлительно. Причем, это тот случай, когда ответный удар оказался куда более ощутимым. Что-то вроде «а не нужно было меня провоцировать».

Вначале г-н Вадатурский усомнился в подлинности некоторых подписей под Открытым письмом. По его словам, на следующий день после появления текста в газете «Вечерний Николаев» он позвонил президенту «Океана» Владимиру Михайлюку, и спросил,  знаком ли тот с этим обращением?  Михайлюк честно признался, что ранее этого письма не читал и видит его впервые.

Затем Вадатурский пояснил, почему решил заказать кран в Румынии:

«Была проведена огромная предварительная работа, мы изучили рынок производителей, условия и сроки выполнения строительства, характеристики заводов, на которых этот заказ мог быть размещен.Потому что вопрос о способности, или о готовности николаевских заводов выполнить заказ на строительство плавкрана, - это вопрос комплексный. 
Для того, чтобы принять решение, найти такой же комплексный ответ, мы проанализировали большой объем информации.
Стабильно ли финансовое состояние николаевских судостроительных предприятий? Нет.
Своевременно ли выплачивается заработная плата? Нет.
Есть ли у заводов заказы, сопоставимые с их мощностью? Нет.
Выпускаются ли полнокомплектные суда на заводах? Нет.
Выполняются ли договорные отношения по заключенным ранее контрактам? Нет.
Может, финансовые условия выполнения заказа у нас лучше?
Тоже нет - у нас требуют предоплату, а за рубежом заказчик платит по факту, после завершения строительства.
Может ли хотя бы один украинский судостроительный завод предложить заказчику банковскую гарантию на всю сумму авансовых платежей на случай недостройки судна или срыва сроков постройки, как это сделали румынские судостроители? Существенная разница? Существенная.
Каждый николаевец знает, что на николаевских судостроительных заводах постоянно проводятся сокращения работников, что также говорит о нестабильности этих предприятий.
Мы также проанализировали, выполнялись ли подобные заказы на заводе, и когда был построен последний заказ, как выполнялись предыдущие контракты с нашей компанией, если таковые были».

Появление письма, надо полагать, задело Алексея Афанасьевича за живое, и он рассказал все, что думает о положении дел в николаевском судостроении:
«Кроме того, на николаевских судостроительных предприятиях постоянно меняется менеджмент, в отношении бывших руководителей возбуждаются уголовные дела, были рейдерские захваты, процедуры банкротства и т.д….В то время, когда "Нибулоном" принималось решение о строительстве плавкрана, все три наши судостроительные завода находились в процессе банкротства. Думаю, что все эти банкротства – это одна технология, направленная на уклонение от уплаты по долгам, в основе которой  – принцип «что я тебе должен, то я тебе прощаю. Николаевцы знают, кто стоит за этими банкротствами. Именно из-за такого состояния николаевского судостроения мы и были вынуждены приобрести производственные мощности завода «Лиман» для дальнейшей реализации своих судостроительных программ и обслуживания существующего флота».

Мне трудно представить, что руководители двух заводов, пребывающих в далеко не лучшем состоянии,  в первые дни нового года по собственной инициативе решили бросить публичный укор в адрес человека, с которым их многое связывает. Напомню, зерновой терминал «Нибулона» находится на уже бывшей территории ЧСЗ, а на «Океане» компания несколько лет пыталась строить суда. Скорее всего, идея письма возникла в коридорах власти, и это говорит только о том, что топор войны в противостоянии «чиновники - «Нибулон» не зарыт в землю, и в ближайшие месяцы мы можем стать очевидцами новых заявлений с обеих сторон.

Ведь если рассматривать замечания корабелов по существу, то ни одно из них нельзя принимать всерьез. Обычная ревность. Создайте сначала условия, и только затем говорите о конкуренции. Мне трудно представить вменяемого инвестора, который, посетив ЧСЗ и «Океан», согласится продолжить переговоры. Остается лишь уповать на помощь государства – иллюзорную программу строительства корветов, пафосный закон об экономическом эксперименте по поддержке судостроения или судоремонт. На жаргоне чсиновников это называется поддержкой отечественного производителя.
Игорь Данилов

Комментариев нет:

Отправить комментарий