вторник, 9 июля 2013 г.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ

Кто-то верит в то, что виновные в совершении преступления понесут наказание?  Чем больше мы удаляемся от этих событий, тем больше сомнений на этот счет.

Есть три понятия – система, власть и система власти. События во Врадиевке показали, что власти у нас как таковой уже нет. Поэтому и системы у этой власти нет. Есть только сама система – мрачная, серая и очень крепкая конструкция. Своего рода неприступная крепость. Лишь один раз в четыре года появляется шанс завладеть ею. Но каждый раз ключ от крепости оказывается не в тех руках.

Жизнедеятельность этой системы обеспечивают денежные потоки.  Они тщательно охраняются, и для этого система не жалеет ничего. Больше всего охранников насчитывается в системе Министерства внутренних дел – 324 000 человек. Этим людям система специально недоплачивает, чтобы они были злее: мужчины ведь должны не только себя прокармливать, но и делиться с теми мужчинами, кто важнее.

В разгар событий кое у кого из милицейских чинов не выдержали нервы, и они решили слить своих высокопоставленных коллег.  И поступили подло, по-ментовски, сославшись якобы на задержанных милиционеров. Дескать, они признались, как работают коррупционные схемы в областной милиции. Рассказали о том, как начальство решает дела с бизнесменами и предпринимателями за оговоренную сумму. О том, как работает система сбора денег за регистрацию оружия и вымогания процента с продавцов наркотиков и самогона.  О том, кто берет за выдачу грамот, званий и медалей, и за назначение на новую должность. Вся страна узнала, как в Николаевской области вымагают деньги с райотделов, как взымают с виновных и "вешают" дела на бомжей или "работяг"

Серьезные киевские издания этому не поверили. Да и как можно поверить в то, что два милиционера, сидя в СИЗО, сдадут к потрохам всю систему? Да они ведь до вечера не доживут. К ним такое и в голову прийти не может. Напротив, они верят, что система их защитит, ведь ей столько лет платят. Недаром адвокат Евгения Дрыжака уже заявил: подзащитный уверен, что рано или поздно вернется на службу.

И Генерал Парсенюк вернется в кресло, как только последняя машина с киевскими номерами покинет Врадиевку. Ведь его лишь отстранили, а многие подумали, что сняли.
Неужели никто не понимает, что Дрыжака укрывают не покровители, а система, маленькой гайкой в которой он является? Таких гаечек очень много, и система не знает, что произойдет, если хоть одна из них выпадет. Поэтому старается удерживать каждую гайку. Как произошло в случае со Светланой Помиляйко.

8 ноября 2008 года милиция задержала двух сотрудниц дизайнерского бюро Харьковского плиточного завода по подозрению в краже компьютеров. На них указал начальник бюро – итальянец, у которого были неприязненные отношения с одной из женщин.

В Орджоникидзевском райотделе милиции решили провести дознание своими методами. Как потом утверждало следствие, женщин пытали плоскогубцами, надевали пакет на голову и душили. Одна из них – Светлана Помиляйко - после такого допроса с пристрастием попала в больницу. Информация получила значительный резонанс.

Сотрудники управления внутренней безопасности нашли плоскогубцы в отделе, там где указала потерпевшая. Двоих оперов подвели под статью, а их начальство с позором уволили. Однако до суда дело так и не дошло. Прокуратура закрыла дело против милиционеров. Пропал ключевой вещдок – плоскогубцы. А бывшие руководители Орджоникидзевского райотдела - полковники милиции Олег Соболев и Владимир Салий потребовали возмещение «морального вреда» – 1 млн. 200 тыс. грн. за распространение якобы недостоверной информации с бывших руководителей МВД.

И таких случаев немало. Но руководство милиции их цинично не замечает. Вы слушали, что говорил министр Захарченко с парламентской трибуны? Из погрома Врадиевского райотдела он сделал один вывод: необходимо увеличить финансирование милиции. Это он имел в виду государственный бюджет, а не благотворительные фонды, о которых знают лишь те, у кого «возникают проблемы с правоохранительными органами».

Директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины Андрей Ермолаев, комментируя события во Врадиевке, считает, что реформа правоохранительной системы затянулась и ее нужно провести до конца года.
Господин Ермолаев полагает, что жители райцентра после этого будут с большими уважением относиться к людям в форме?  Он же сам говорит, что  коррупция - часть украинской управленческой системы. И объясняет это так: «Это связано с огромным раздутым сектором теневой экономики, постоянно стимулирующим к превращению служащих в инструмент для получения сверхприбылей. Решать эту проблему следует путем легализации экономики». 

Есть другой путь, и население Врадиевки его поддерживает: руководство милиции выбирать, а не назначать сверху. В этом им видится суть реформы, и, думается, когда они узнают, как функционирует полицейская система в США, вновь пойдут штурмом на свой райотдел. Но на этот раз с другими требованиями.

Для тех, кто не знает: в США есть федеральные правоохранительные ведомства, которые расследуют федеральные преступления (ФБР, Управление по борьбе с наркотиками, федеральные маршалы и некоторые другие). Но основная нагрузка приходится на полицию штатов и городов. Начальник местного полицейского органа — комиссар, суперинтендант или шеф полиции — обычно назначается мэром, главой города или местным законодательным органом, а иногда выбирается путём всенародного голосования.

На уровне округа глава полицейского управления обычно носит название «шериф». Шерифы почти повсеместно избираются на эту должность и получают право назначать заместителей. Администрация шерифа также занимается содержанием окружной тюрьмы и обеспечением безопасности зала суда.

А теперь вернемся к нашей реальности. Кто-то действительно считает, что система допустит того, чтобы в результате каких-нибудь там преобразований иссяк денежный ручеек из далекой Врадиевки? Ведь тогда и в других районных центрах начнут задавать резонный вопрос: «Зачем платить?». А это уже междоусобица и феодальные войны.

Милиция – самый крупный, но не единственный отряд стражей системы. Есть еще СБУ, но это самые привилегированные люди. Если их сотрудники устроят ночью ДТП, возвращаясь с подругами из клуба на дорогой иномарке, то не сомневайтесь: они были на работе,  и ехали с понятыми.

Отношения между милицией и СБУ всегда были натянутыми. Достаточно вспомнить, как в далеких девяностых с подачи последних раскручивался скандал в Первомайске. Тогда нынешняя система только формировалась, и столкновение областной власти с милицейским кланом, напротив, считалось проявлением демократизации общества.

Прокуратура и суды также защищают систему, но они представляют собой сложные дворцовые лабиринты, в которых простому смертному очень легко затеряться.

В этой непростой конфигурации, которую сама система называет властью,  роль государственных служащих напрямую зависит от их экстерьера. Есть веселые и находчивые. К ним, к примеру, можно отнести Александра Вилкула – уже бывшего днепропетровского губернатора с очень лукавым взглядом, сумевшего пересесть в кресло первого вице-премьера только за то, что знал, что кому и когда говорить.

А есть грустные, но с опытом. Как николаевский губернатор Николай Круглов. Осенью прошлого года после скандала с выборами на 132-м избирательном округе в Первомайске казалось, что только чудо позволит ему сохранить место. И чудо случилось. Тот, кто моложе и находчивее, в той ситуации наверняка бы запаниковал, но Николай Петрович выбрал другую тактику – делать вид, что ничего не произошло, а страсти рано или поздно улягутся.

Такой тактики он придерживается и сегодня. Не важно, что о Врадиевке не говорит уже только ленивый. Главное – выиграть время. А система своих не сдаст.

Губернатор из-за событий во Врадиевке тоже переживает, но по другой причине. Еще недавно он заявлял, что его Президент Украины одного единственного поставил смотреть за соблюдением закона на территории области. А теперь вынужден признавать совсем другие вещи:

- Сегодня власть в этой ситуации сосредоточена в ошибках двух людей. Поэтому я бы здесь обобщения такие не делал, потому что власть – это когда решение принимается от имени чего-то. Если я принимаю решение как глава администрации, меня наделили этим правом, я от имени чего-то принимаю такое решение. А здесь отдельный человек, наделенный властью, начальник РОВД и прокурор, которые принимали решение. Они приняли такое решение, и теперь из-за такого решения крутятся все, - заявил Круглов в интервью интернет-изданию Преступности НЕТ.

Он рассчитывает, что Янукович подпишет Указ о наделении губернаторов большими полномочиями. Но при этом понимает, что система его уже не сделает главным в Николаевской области. Останется лишь чувство защищенности. Но каково оно – чувствовать себя неприкасаемым, когда дела из рук валятся?

А двое подозреваемых в этом резонансном деле – Дрыжак и Полищук сидят вместе с правоохранителями, которые в первый раз совершили преступление, и в основном проводят время за просмотром телевизора.

Игорь Данилов

Комментариев нет:

Отправить комментарий