среда, 18 декабря 2013 г.

НАД ЛОПАСТЬЮ ВО ЛЖИ

Кто может быть заинтересован в нейтрализации ведущего украинского производителя газовых турбин?

Громкая история с отказом руководства предприятия «Зоря-Машпроект» от собственного отряда военизированной охраны, и возникшая в связи с этим утечка информации с завода, заставила новую администрацию хоть как-то отреагировать на происходящее. Но лучше бы она этого не делала. В пространном заявлении и.о. генерального директора Юрия Марковцева «Каждый должен заниматься своим делом» ни слова не сказано о завтрашнем дне предприятия, а появление новости о том, что ГП «Зоря-Машпроект» премирует талантливых специалистов, многие в городе расценили как пример неудачной пропаганды:

- Всё это конечно красиво, но стоит заметить, что откаты в заводе с приходом директора из Донецкого клана стали просто невыносимые. Завод не платит подрядчикам за уже выполненные работы. «Зарю» потихоньку сливают, готовят к банкротству и передаче в частные руки. Интересно чьи?

- Я не работаю на "Заре", но там работают близкие мне люди, которым нет смысла врать мне. Так что информация достоверная. "Зарю" будут банкротить, чтобы купить за бесценок в частные руки какого нибудь Януковича, или Лейзеровича, или просто развалить конкурента, мешающего американцам торговать их продукцией. К сожалению, мы с Вами никак не можем противостоять этому.

Это лишь немногие из комментариев николаевцев в Интернете. А вот какое письмо пришло в нашу редакцию.

…Вся технология производства завода рассчитана на несколько месяцев.  А если брать и сроки заказов металла, то это всё растягивается почти на полгода. Поясню. Номенклатура металлов очень широкая, от редких огнеупорных марок, до более менее распространенных.. Его заказывают у поставщиков. А они бывают двух видов – первый это посредники, со своими складами. На них можно набрать нужные марки металла, в нужных количествах на поставку в размере автомобильной партии, как правило, это 20 тонн. У таких поставщиков завод покупал те металлы, в которых нуждался в небольших количествах. Например, 100 - 1000 кг на квартал. Как правило, такие металлы очень дороги – цена может доходить до  нескольких сот гривень за килограмм. Но на производстве без них никак - не будет турбин, то есть товара, а, значит, не будет и денег. И второй  - производители, у них, как правило, закупался более – менее распространенные марки.

Эти несколько месяцев завод жил на внутренних резервах. Еще со времен Союза на предприятии поддерживалось правило, что завод должно иметь не менее полугодовой запас металла на складах. И его уже фактически нет! И новых поставок тоже нет! А завод  без поставок металла обречен на остановку. А чтоб заказать – нужно ждать несколько месяцев пока пройдет весь цикл – подписание договора, производство металла, доставка. А на сегодняшний день ДАЖЕ не подписаны договора на новые поставки. И если, дай Бог, вся ситуация разродится к Новому году, то такой металл начнет поступать лишь через несколько месяцев, и все эти месяца завод попросту будет стоять.

Сейчас заводчане занимаются впиханием невпихуемого: «Можно ли заменить на производстве лист толщиной в 8 мм, листом толщиной в 6 мм?». Представляете? А если что-то случится в турбине с частотой вращения лопаток в несколько десятков тысяч оборотов в минуту? С температурой в камере сгорания под 2000 градусов? Кто будет виноват? Конструктор, который дал разрешение, потому что скоро Новый Год, а ему хочется своему ребенку купить подарок? Иначе если не подпишет бумагу, то его уволят, по причине якобы ликвидации отдела, что на предприятии уже началось. Цеха пишут в заводоуправление письма: «Когда обеспечите поставкой металла ХХХХХХ?». На что мудрейшие из новых руководителей им отвечают: «А когда найдем поставщиков. И проведем тендер. И они нам поставят. Может быть. Когда то». В принципе купить-то можно, но, для этого новое руководство придумало тендер в количестве не менее 20 (!!!)  поставщиков. Да таких, может, и на всем земном шаре не наберется. Покупать у производителей много – дорого, да и такой объем заводу ни к чему, а у посредников – несколько сот килограмм тоже дорого, потому что у производителя дешевле. Да и того металла уже у них нет, потому что некоторые сорта привозились в Украину специально для «Зари»! Замкнутый круг имени нового И.О. директора завода. Любят это они – показывать кипучую деятельность, убивая успешное производство. Талантливые ребята.

Крайних в надвигающем апокалипсисе конечно же найдут, и уволят. Таких много – несколько тысяч работающих. Ну не может быть руководство виновато в том, что заводу скоро кранты – и всё тут.

Итак, что мы имеем – медленно останавливающееся предприятие, инерция всё- таки у него есть. Но «Океан», тоже не один месяц останавливался. Запас комплектующих, и металла на заводе уже почти иссякли. Новых договоров и контрактов на поставки металла нет. И не заключаются, принципиально. Это точно. От  заказов, что были уже сформированы для завода и лежали на складах поставщиков, которые еще делал предыдущий директорат, новый отказался. Официально. Поставщикам, что уже поставили свой металл при старом руководстве и не успели получить свою оплату, новое руководство не заплатило. Они пока терпят, но скоро пойдут судебные иски.  И никто не планирует завод запускать.  По моим прогнозам, завод еще может так сяк протянуть максимум до февраля, крайний срок до весны – потом начнутся сокращения. Для кого это всё делается? Под кого?...

Действительно,  кто может быть заинтересован если не в остановке, то хотя бы в замедлении работы  крупнейшего в стране предприятия газотурбиностроения? Мы решили сопоставить уже известные факты, и вот к какому выводу пришли.

Все последние кадровые назначения в контексте ГП «Зоря-Машпроект» указывали на интерес к николаевскому заводу Рината Ахметова. И министр промышленной политики Михаил Короленко, и новый руководитель предприятия Юрий Марковцев – это те люди, на которых он всегда имел прямое влияние.

Все сомнения в том, куда ветер дует, окончательно рассеялись 3 декабря, когда газотурбинный завод неожиданно посетил Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, а с ним – целый эскорт правительственных чиновников двух стран. И знаете, кто был в их числе? Вадим Новинский - бизнес-партнер Рината Ахметова, а с недавнего времени еще и народный депутат Украины. Что привело его на ГП «Зоря-Машпроект», и в чем может состоять интерес Президента футбольного клуба «Шахтер»?

Ни один, ни второй не горит желанием приобретать николаевское предприятие. Машиностроение – не их бизнес. А если так, то остается одна мотивация – получить контроль над активом для проведения выгодной сделки. Или спекулятивной игры. Кому как нравится.
И вот тут самое время напомнить о высоком госте – Дмитрии Рогозине. Этот амбициозный политик, долгое время представлявший Россию в штаб-квартире НАТО, сегодня курирует весь оборонно-строительный комплекс Российской Федерации. Интересно, что его молниеносная поездка в Николаев и ряд других индустриальных городов Юго-Востока состоялась 3 декабря – спустя нескольких дней после того, как Украина объявила о неготовности подписывать соглашение об ассоциации с ЕС.

А теперь вспомним апрель 2010 года. Не успели высохнуть подписи под скандальными соглашениями в Харькове, как на николаевских верфях высадился десант представителей  российской  «Объединенной судостроительной корпорации». Но тогда ни о чем не договорились, и сложилось впечатление, что господа приезжали скорее для моральной поддержки.

В этот раз по судостроительным пустырям Николаева прошли уже другие российские чиновники. Не прошли – пробежали. Их больше интересовал завод «Зоря-Машпроект», и вот по какой причине.

Как известно, николаевское предприятие долгие годы в СНГ считалось лидером  на рынке газотурбиностроения. По своему научному и производственному  потенциалу ни один завод в России не мог составить ему конкуренцию. Даже ОАО «Рыбинские моторы» вровень не шли. 
Кольцо всевластия украинской «Зори» держалось в недоступной башне «Машпроекта». Но с приходом Путина российский промышленный вектор получил новое развитие. В 2001 году ОАО «Рыбинские моторы» переименовали в ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», а десять лет спустя Москва приняла решение объединить активы, и по примеру Объединенной судостроительной корпорации государство учредило Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), в которой среди двух десятков предприятий особое место заняло ОАО «Сатурн - Газовые турбины». Его основная деятельность сводится к проектированию и производству энергетических установок и газоперекачивающих агрегатов. 

И вы скажете, что Россия в этом направлении искренне заинтересована в развитии интеграции с Украиной, когда, получив технологии, можно взять на себя миллиардные заказы «Газпрома» и компаний из Индии и Ирана?

Итак, интересы обозначены. России выгодны технологии «Зори-Машпроект». Группе Ахметова – получить что-нибудь с возможной сделки. Вопрос: когда она состоится?

Игорь Данилов



Комментариев нет:

Отправить комментарий