01 февраля 2012 г., № 5
Украинский корвет: нацпроект или корабль-призрак?
В продолжение
темы кораблестроения, поднятой «Николаевским бизнесом» в прошлом номере,
хотелось детальнее посмотреть на столь широко разрекламированный проект
строительства корветов для нужд военно-морских сил страны. Напомним, что в закладке
первого, головного корабля серии под названием «Владимир Великий» 17 мая 2011
года с пафосом и помпезностью принимал участие сам глава гомсударства,
приехавший в Николаев на ГАХК «ЧСЗ».
Национальный
проект строительства корветов, на поверку оказывается не таким уж и
национальным, как об этом любят заявлять чиновники разных уровней. А всем, кто еще сомневается, такой ли он
украинский, или все это досужие выдумки журналистов, - милости просим посетить сайт http://korvet.org.ua/,
созданный благотворительным «Фондом возрождения Украинского флота».
На первой же
страничке сайта – весьма содержательное описание вооружения, которое
предполагается устанавливать на корветы. Так вот, основные страны поставщики
всех боевых систем – Франция, Италия, Германия. Абсолютно все они
действительные члены НАТО. Какие это последствия может иметь для Украины, чем
чревато как во время строительства, так и после?
Как пояснил «НБ»
генеральный директор ПАО «Судостроительный завод «Лиман» Сергей Исаков, к которому мы
обратились за комментариями, перед началом строительства абсолютно любого судна
нужно иметь техническую документацию на все оборудование, которое
предполагается не нем установить.
- Нужно иметь техническую документацию на все импортное
оборудование. Иначе, невозможно выпустить рабочую документацию ни на фундаменты
под установку этого оборудования, ни на
корабль в целом. Иностранные поставщики такую документацию не предоставляют до тех пор, пока не будут
заключены контракты на поставку,
- отмечает Сергей Михайлович.
По его словам,
не стоит даже питать надежд, что поставщики расщедрятся и дадут документацию, а
уж тем более начнут поставку боевых систем без какой-либо предоплаты. То есть,
еще окончив проектирование и не начав строить, нужно уже заплатить фирмам-поставщикам
немалые деньги.
- И деньги эти пойдут не в Украину, не нашим
предприятиям, а за кордон, «бедным» французам, итальянцам, немцам. В чем
логика? У нас, что настолько богатая страна, что мы можем себе позволить заплатить
сотни миллионов евро за иностранное оружие? - задается вопросом Сергей
Исаков.
К тому же
необходимо отметить, что в данной ситуации речь идет о военных технологиях,
которые всегда и во все временна, находились, что называется на особом контроле,
и под особым грифом секретности.
Если же говорить
о боевом назначении кораблей такого класса, то корветы предназначены для
сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны
военно-морских баз. Иное название, которое часто использовалось при
классификации в СССР – сторожевой корабль (СКР). И вот тут тоже стоит отметить,
что СКР - класс боевых надводных кораблей, предназначенных для
несения дозорной службы, охранения крупных
кораблей, транспортов и десантных кораблей от
атак подводных лодок, торпедных
катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на
открытых рейдах.
Действительно ли
Украина испытывает нужду именно в таких военных кораблях – вопрос.
- Корвет это
корабль, предназначенный в первую очередь для охранения крупных кораблей и
военно-морских баз. Ни первого, ни второго у Украины нет. Я считаю, что в
мирное время для охраны береговой линии от контрабандистов и браконьеров он
очень большой - разъяснил Сергей Исаков.
По его словам,
для выполнения таких целей и задач прекрасно подойдут корабли и катера,
значительно меньших размерений и, соответственно, более дешевые.
Тогда возникает
вполне логичный вопрос: для чего Украине нужны корабли такого класса? Напомним, речь идет о строительстве четырех
кораблей. И для этого предполагается потратить 16 миллиардов гривен бюджетных
средств. А теперь сравните: стоимость одного британского корвета проекта
«Khareef» - 252 миллионов долларов, стоимость нового турецкого корвета «MILGEM»
составляет 260 миллионов долларов. Не намного дороже обойдется немецким
налогоплательщикам корвет проекта «MEKO A-100». Его стоимость (без скидок)
составляет 300 миллионов долларов, что делает его одним из самых дорогих
европейских корветов. Вернее, делала, потому что будущий украинский корвет
проекта 58250 обещает побить все рекорды, обойдясь налогоплательщикам в 500
миллионов все тех же долларов.
Подведем итог.
Расходы государства на программу строительства четырех не самых необходимых
кораблей превысят трехлетние затраты на всю сферу здравоохранения ( в этом году
– 5 млрд.грн). Местное судостроение не поднимет - львиная доля денег уйдет за
границу. И зачем нам все это надо?
Ответ на этот
неудобный вопрос я хотел получить от Министра обороны Украины Михаила Ежеля во время
его пресс-конференции в Николаеве. Но в последний момент он отказался от
общения с прессой. Наверное, он знал, что ему зададут этот вопрос.
Владимир Силяков
Комментариев нет:
Отправить комментарий