вторник, 28 февраля 2012 г.


29 февраля 2012г., № 9

Цена свободы

«Николаевский бизнес+спорт» принял участие в проведении медийного форума, и еще раз убедился, что спасти честь профессии могут лишь сами журналисты

Как это делается в Одессе

Выбор Южной Пальмиры в качестве места проведения встречи оправдан. В последнее время в городе обострилось давление на журналистов. Сначала досталось газетам «Чорноморські новини» и «Взгляд».  Затем телезрители всей Украины увидели кадры вторжения силовиков в помещение телекомпании «Новая Одесса». А недавно в центре скандальной истории оказался известный журналист Игорь Столяров. Его вызвали в милицию из-за публикаций на сайте «Взгляд из Одессы» фотографий измазанных краской бигбордов с изображением президента Виктора Януковича.

Первым делом позвонила работница пресс-службы областной милиции. В присутствии сотрудника уголовного розыска стала расспрашивать, кто именно сообщил изданию об измазанных краской бигбордах, кто это фотографировал и можно ли с ним встретиться. Игорь Столяров ответил, что об этом сообщили читатели «Взгляда из Одессы», которые по дороге на работу увидели измазанные бигборды, а кто именно — он не помнит. Однако сотрудник уголовного розыска продолжал настаивать на встрече со следователем.
Через некоторое время по адресу его прописки, где живут пожилые родители Столярова, явился сотрудник милиции и вручил повестку на допрос к следователю. В ней было сказано, что если не явится к следователю, его доставят туда принудительно. 

Игорь Столяров рассказал, что  явился в городское управление милиции и сообщил дежурному при входе, что его вызвал повесткой капитан милиции следователь Сергей Лысый в кабинет №2: «Мне было предложено с ним созвониться. Я ответил, что у меня нет номера его телефона. Тогда дежурный сказал, что позвонит Лысому сам. Но трубку в кабинете следователя никто не поднимал. Я поинтересовался, что мне делать. В ответ было сказано: «вы свободны».

Узнав о происходящем, Игоря Столярова поддержало одесское отделение Независимого медиа-профсоюза Украины. Профсоюз призвал прекратить милицейский произвол в отношении редактора интернет-издания «Взгляд из Одессы» Игоря Столярова, опубликовавшего 16 января фотоснимки, на которых были запечатлены испачканные краской бигборды Президента Украины.

«Мне звонили многие адвокаты, а представители народных депутатов Анатолия Гриценко, Валентина Наливайченко, Андрея Парубия готовы обеспечить поддержку, — вспоминает Игорь Столяров. — Но в чем виновато наше издание? Мы свою функцию выполнили: информационно отреагировали на случай с этими бигбордами».
13 февраля члены Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Александр Абдуллин, Елена Кондратюк, Юрий Стець, Виктор Уколов, Андрей Шевченко выразили протест по поводу действий милиции по отношению к Игорю Столярову. Депутаты потребовали от Генеральной прокуратуры Украины «принять меры по проверке законности действий МВД и по защите прав журналистов».
В самой Одессе Игоря поддержало далеко не все журналистское сообщество, хотя оно достаточно велико: десятки телекомпаний, интернет-изданий, газет, сотни журналистов. Платформы, которой их может объединить, вместе с тем нет. И это многих тревожит.

Это странное слово «свобода»

В Николаеве, к счастью, признаков наступления на свободу слова не выявлено. Не знаю я и случаев притеснения отдельных журналистов. Означает ли это, что власть к нам относится по-другому? Конечно же нет. Изменились подходы. Те, кто сегодня стоит при власти, идут другим путем. Они расширяют контроль над редакторской политикой большинства СМИ. Маленькие издания приобретаются, редакторам других намекают на бюджет будущей избирательной кампании. А тех, кто неугоден, стараются не замечать – не приглашают на пресс-конференции, вытесняют из информационного поля, и при этом повторяют: у нас запретных тем нет.

И это в целом свойственно Украине. Главный редактор влиятельного еженедельника «Зеркало недели» Владимир Мостовой рассказывает, что во времена Кучмы газета ощущала себя стенобитным орудием. И хотя стена не поддавалась, журналисты ощущали с той стороны сопротивление.
Применимо к сегодняшнему дню Мостовой вспомнил ленинские слова: «писатель пописывает – читатель почитывает».  Власть дает понять прессе: вы хотели свободы слова – вы ее получили. Делайте с ней все, что угодно, только от нас отстаньте. Месяцев восемь назад Азаров сказал: мы будем реагировать. Где эта реакция сегодня? Я был на последнем совещательном совете при Президенте. Его вела Дарка Чепак. На столе лежала внушительная стопка обращений, инициированных журналистами. Там было 102 истории. На их рассмотрение ушло всего 20 минут».

Свобода слова – это не то, что достается нам раз и навсегда. Это право постоянно надо отстаивать. Об этом напомнил другой участник форума – журналист польского радио Томаш  Кулаковски. Он отметил, что в Польше Украину не считают страной с несвободной прессой. Есть независимые издания, телеканалы, а, главное – свободный доступ к интернету. При этом журналисты практически ничего не могут добиться.

Причину этого частично объяснил главный редактор агентства РБК-Украина Антон Подлуцкий. По его мнению, в своем большинстве журналисты – не власть, а приложение к власти:
- Мы должны чувствовать информационные потребности общества, а не быть ротаторами Кивалова, Чечетова, Ефремова, Кожемякина и многих других. Поэтому люди нам не верят. Мы до сих пор живем в советской системе восприятия. Говорят, что 20 лет назад не было свободных СМИ. Были. В форме самиздата. Набирались на печатных машинках, тиражировались на принтерах, распространялись. Все остальные газеты, в основном, были партийными органами. И до сих пор многие из нас работают как органы. Посмотрите, как работают в парламентской ложе прессе. Журналисты ловят депутатов и пытают их по их законотворческой деятельности. А кому это интересно? Или заседания правительства. В этот день киевскую прессу не собрать – какой бы повод для этого не был. Все - на заседании правительства.

  Я хотел адресовать этот материал моим коллегам - журналистам. Господа, мы идем не той дорогой. Конечно, многих просто ведут, но практически у каждого есть желание повысить в обществе престиж своей профессии. Как этого добиться?   Прежде всего, воспитанием уважения к своему труду. По словам Мостового, этого сделать нельзя без сплочения журналистского цеха:
- Я в журналистике уже 45 лет, и за весь это период очень редко видел проявления журналистской солидарности. Мне понравился опыт, который был применен крымскими журналистами.  Проводит пресс-конференцию местный или заезжий чиновник. Ему задают неудобный вопрос. Он от ответа уклоняется. Тогда встает другой журналист и задает тот же самый вопрос. Опять не ответил – поднимается третий журналист. Но если и это не помогает, журналисты дружно встают и уходят с пресс-конференции.

Второе. Давайте ориентироваться на информационные потребности в том обществе, в котором мы живем. Людям не нужны «говорящие головы» чиновников. Правильно подметила народный депутат Украины Леся Оробец, выступая перед участниками и гостями одесской инициативы. Она вспомнила одно известное изречение:  «В условиях демократии портрет главы государства не должен превышать своим размером почтовую марку».

Третье. Не поддавайтесь власти. Ее желание укротить интерес журналистов к той или иной теме общеизвестно. С недавних пор инструментарий пополнился Законом о доступе к публичной информации, который, с одной стороны, затмил глаза европейцам, а с другой - дал чиновникам действенное средство защиты от прессы.  Раньше информацию можно было получить просто по телефону. Теперь вам говорят: пишите информационный запрос. В ответ вам могут дать очередную отписку. Или вообще не отреагировать, как поступили в областной государственной администрации с информационным запросом нашей газеты ( исх. 005-ПЗ от 09.02.2012г.).

А могут поступить как в Чернигове. Там местный журналист увидел, что мэр пересел в новое авто. Откуда машина? Отправил информационный запрос.  В отведенный законом пришел ответ. Из него следовало, что автомобиль приобрела общественная организация воинов-афганцев, и передала в аренду мэрии. Мол, вы все тут сами знаете в чем, а я – в белом.

И пока мы будем молча проглатывать подобное, отношение к нашему ремеслу у людей не изменится. Они давно разуверились в нас.  Нас также считают продажными, как судей налоговиков. Но почему же у нас в таком случае нет таких загородных коттеджей? Потому что не заработали. Доходы уходят на поддержание штанов. Может, в Николаеве нет денег, способных питать рынок рекламы? Или меньше автомобилей представительского класса стали продавать автодилеры? Ответ очевиден, и пока мы не поймем, что доверие читателей или телезрителей – это всего лишь проявление их потребительского спроса, мы никуда не двинемся.  И поверьте: в Николаеве нет ни одного издания,  в защиту которого местные жители вышли на улицу. В этом, коллеги, мы виноваты сами. Произошло это из-за  выработавшейся многолетней привычки потакать власти. Привыкли, что действующая власть подкармливает, а будущая – не забывает. Вот люди и называют прессу продажной. А продажность должна заключаться в другом: в покупке газеты в киоске, оплате подписки, продаже газетной площади под рекламу. Тогда у нас появится та свобода, о которой многие мечтают – свобода быть независимым.
Игорь Данилов

Комментариев нет:

Отправить комментарий